e.motion
Статьи

Просто добавь воды

Автор: Дмитрий Смирнов
Опубликовано в журнале «Домашний компьютер» №5 от 8 мая 2007 года.

Какие только аспекты сайтостроительства мы не обсуждали [в ДК]! Говорили о платных и бесплатных хостингах, сайтах по шаблону, простейших и не очень CMS, пели оды «Вордпрессу» и так далее. Каждый, наверняка, выбрал свой путь. Наше же субъективное мнение склонилось к тому, что на ленивого вебмастера лучше всего работает связка «недорогой, но платный виртуальный *NIX-хостинг+бесплатный WordPress с плагинами» — это самый быстрый и гибкий способ развертывания сайта и работы с ним.

Но тут вмешались читатели. Нам пришло несколько десятков писем, из которых следовало, что установка «Вордпресса» для многих стала проблемой! Люди хотят получить набор «а-ля Магги»: хостинг с уже установленной на нем платформой, куда остается лишь добавить контент (читай — воды). Спрашивали — отвечаем.

Набор «хостинг плюс платформа» встречается в природе чаще, чем вы ожидаете. Если вольно трактовать понятие «хостинг», окажется, что это практически любое место в Сети, предоставляемое нам в пользование. Тот же LiveJournal, по сути, — хостинг: вам предлагают «проименованное пространство» и набор услуг. Бесплатно, условно-бесплатно или за умеренную мзду можно получить готовый блог с настраиваемым внешним видом, место под файлы, возможность постинга с мобильных устройств, технологию публикации голосовых записей, форвард журнала на ваш домен и многое другое. С учетом возможности изменения внешнего вида журнала по своему вкусу, создания меню, графических тем оформления, коллекций ссылок и прочего «Живой журнал» почти превращается в нормальный сайт с CMS. Но, тем не менее, это блог-хостинг.

Таких систем в наше время — сотни. И, будучи представителями живучего класса Веб 2.0, они успешно вытесняют своих сородичей первого поколения — шаблонные страницы на бесплатных хостингах. В России заметно популярнее других две системы: ЖЖ и его клон LiveInternet. Всего же «Поиск по блогам» в «Яндексе» находит 49 блог-сервисов. Среди них не значатся MySpace и WordPress.com (не путать с .org), а зря.

На «майспейсе» живет множество музыкантов и наших «продвинутых» соотечественников, держащих нос по ветру мировой моды. По данным на апрель 2007 года на этом сайте обитало 2 миллиона музыкальных коллективов и 15 миллионов блогов. MySpace стал местом, где музыкантам стало просто неприлично не держать страничку (вне зависимости от наличия или отсутствия у них отдельного сайта). Это, пожалуй, единственное место в «диком» Интернете, где «обитают» настоящие западные звезды: в других местах, как нам говорил еще Брэд Фитцпатрик, селебрити бесплатно не появляются. Такое количество богемы и сочувствующих не могло остаться без внимания и наших соотечественников.

Вообще, сочетание Веб 2.0-сервисов типа YouTube, Flikr, MySpace и их клонов дает пользователю невероятные мультимедийные возможности, с помощью которых построенный из любого мусора сайт за считанные секунды наполняется звуком, видео, поиском, индексом, тэгами и прочим.

Если согласиться с тем, что современный сайт не работает (и не создается) в одиночку, а строится из мультимедийных кирпичиков, то следует выделить отдельный класс мультимедиа-хостингов: видео, звуковых и фотографических (а в широком смысле — картиночных). Эти сервисы часто предлагают готовые фрагменты кода для интегрирования в другие сайты. YouTube (а за ним всякие RuTube и прочие PornoTube), Google Video, MSN Soapbox, MyToons и многие другие ведут войну на рынке видеоконтента. Служба Picasa Web Albums (угадайте, чья), Flikr, Photofile, Fotki.com, тот же LjPlus и многие другие предлагают место для фотографий, а также сами генерируют превью и HTML для блогов. Службы наподобие Imeem.com делают то же самое с музыкой.

Чтобы закончить тему предустановленных блог-хостингов, вернемся к возлюбленному «Вордпрессу». Как мы сказали, у этого движка есть com-хостинг. Он использует ту же бизнес-модель, что и Livejournal: много базовых бесплатных сервисов. Все, что объявлено бесплатным, остается таким навсегда, но со временем появляются платные бонусы и «апгрейды», то есть начинается «монетизация» сервиса. На wordpress.com работает и популярность его бесплатного автономного движка, о котором много пишут и рассказывают и на который пашут тысячи писателей открытого кода, чьи лучшие и наиболее востребованные идеи внедряются в следующие версии «Вордпресса» (в том числе коммерческого). Таким образом, люди без хостинга, или не желающие возиться с установкой отдельного движка, или желающие влиться в уже сложившуюся часть блогосферы, выбирают WordPress.com. В сочетании с предложением докупить недостающие возможности, его вполне можно считать блог-хостингом, или хостингом с предустановленной платформой.

Но не всем хватает предоставляемых доткомом возможностей. Как ни крути, на нем установлен единый для всех код, который позволяет лишь вести блог и умеренно — лишь очень умеренно! — его настраивать. (В контексте Веб 1.0 это был бы хостинг, на который нельзя ставить свои скрипты, но можно воспользоваться предустановленной гостевой книгой или чатом.) С другой стороны, в рамках обсуждаемой задачи мы не должны ставить автономный «Вордпресс» сами. Поэтому воспользуемся одним из хостингов с уже установленным «Вордпрессом», который будет полностью в нашей власти! Таких много (во всяком случае на Западе), их список вы увидите на странице wordpress. org/hosting. Посмотрите на предложение одного из провайдеров: за 7 долларов в месяц мы получаем, да, упомянутый WP, а кроме него 200 Гбайт (!) места, бесплатное доменное имя, 2 терабайта трафика в месяц, гарантию работоспособности 99% времени и многое другое. Sounds good!

Почти на каждом хостинге есть панель управления, позволяющая совершать с сайтом разные действия. В идеале пользователь может сам добавлять домены второго или третьего уровня; редактировать DNS-записи; управлять базами данных и бэкапами; создавать и регулировать почтовые ящики или рассылки; использовать webmail; заливать файлы на сервер; паролировать каталоги; следить за логами и статистикой; настраивать конфигурацию Perl, PHP и CGI; запускать задачи по расписанию и т. д. Перечисленный набор функций является почти максимальным: целиком его предложит не каждый хостер. По сути, он включает набор функций для управления сервером, а также часть (но лишь часть) функционала CMS. Одна из лучших реализаций подобной панели управления — cPanel. К хостингам, оборудованным этой системой, можно относиться благосклонно; однако всегда требуйте тестовую версию: часть функций cPanel может быть урезана.

Предлагают ли что-либо отечественные хостеры? Все чаще в сетках их тарифных планов мелькает упоминание о тех или иных предустановленных CMS. К примеру, сегодня активно продвигается молодая, мощная и дорогая отечественная разработка «Битрикс: управление сайтом» (или просто «Битрикс»). Многих он пугает «промышленным» масштабом и ценой. Но посмотрите на список его возможностей: поддержка неограниченного числа сайтов и неограниченного же число доменов любого уровня для одного сайта (то есть разделы сайта можно выносить на субдомены, при этом его целостность не нарушается); сквозная авторизация для всех сайтов; объединение пользователей в любые группы; система шаблонов; многоязычный интерфейс; автоматическое обновление (которого так не хватает «Вордпрессу» [UPD.: начиная с версии 2.7  эта функция в нем появилась]); модульность; многосерверность и т.д. и т.п. Ключевые модули хостинга это новости, документооборот, веб-аналитика, торговый каталог, интернет-магазин и работа с валютами, система управления рекламой, почтовые механизмы (включая рассылки), форумы, блоги, перевод, интеграция с Active Directory, техподдержка и, наконец, поиск по всему этому. Вдобавок предлагается четыре с половиной тысячи готовых шаблонов. В чистом виде система стоит от 4900 до 249900 рублей в зависимости от комплектации — дороговато. В этой ситуации на помощь приходит — правильно! — хостинг с предустановленным «Битриксом». Провайдер легально покупает «Битрикс», ставит на своем сервере и настраивает на многосайтовость таким образом, чтобы одна инсталляция делилась между несколькими клиентами. Клиент при этом получает хостинг с уже установленной, настроенной и оптимизированной CMS-системой — не очень гибко (хостинг все же виртуальный), но решена масса проблем и экономится бюджет.

Итак. В каком случае пользователя может заинтересовать «магги»-хостинг? Во-первых, если у него немедленно есть что сказать, но нет времени и желания возиться с настройкой. К черту подробности! Даешь готовую площадку, и желательно уже с инфраструктурой (пользователями, «френдованием» и т. д.).

Во-вторых, когда хочется быть уверенным в работоспособности CMS, но не хочется переплачивать за нее (на «предустановленных» хостингах обычно все оптимизировано).

И, в-третьих, наконец, когда для покупки и самостоятельного развертывания тяжелых систем нет ни бюджета, ни времени.

Если же ни один из перечисленных случаев к вам не относится, то задумайтесь о том, что «магги»-бульонный кубик — это всего лишь хорошо проданная маркетинговая идея для ленивых! Научиться варить бульон по силам почти каждому.

  • WordPress

Speak Your Mind

Tell us what you're thinking...
and oh, if you want a pic to show with your comment, go get a gravatar!

e.motion