e.motion
Статьи

Здесь или там?

Автор: Дмитрий Смирнов
Опубликовано в журнале «Домашний компьютер» №6 от 5 июня 2007 года.

Вспомните, каким был Интернет лет 10–15 назад. Это вам только кажется, что таким же, как сегодня, но поменьше. О, нет! Он был другим. Отличий — море, однако ностальгировать будем в другой раз, а сейчас обратим внимание на один аспект. Не забыли, какими были доменные имена в те славные годы? Например, первый русский блоггер Иван Паровозов вел свои обзоры по адресу vi.cityline.ru/paravozov-news/ (vi значило «Вечерний Интернет», довольно популярное издание). Более того: до сих пор некоторые «отцы Рунета» по инерции живут на адресах вида www.cs.ut.ee/~roman_l/ — попробуйте запомнить с первой или второй попытки! Так же выглядели и ранние e-mail-адреса: зачастую после «собаки» они содержали конструкцию из бесчеловечно звучащего домена третьего, если не четвертого уровня.

Нормальный человек спросит: почему же все эти достойные люди, героически осваивавшие «Интернет каменного века», не обзаводились собственными удобными именами, а жили в таких «пещерах»? Ведь в то время были свободны практически все домены — выбирай на вкус. Почему же люди использовали, в основном, субдомены институтов и научных организаций или своих интернет-провайдеров? А все очень просто — купить домен было уже возможно, но вот «захостить» его мог далеко не каждый, поскольку хостинг-провайдеров практически не было в природе! Большинство организаций, которым были нужны сайты, сами подключались к широкополосному каналу и сами же устанавливали и настраивали себе серверы. Но так как использовать сервер для одного сайта было бы странно, его свободные ресурсы предоставляли для работы субдоменов.

В то время для частного лица «хостинг» означал покупку сервера и качественного канала. Обычные люди редко могли себе такое позволить, но иногда они объединялись и покупали сервер «вскладчину», размещая на нем свои сайты. Когда работоспособность машины «устаканивалась», на ней поселялись друзья и соседи владельцев, каждый из которых вносил свою лепту в оплату канала и «железа». Таким образом, труд постепенно превратил человека в провайдера.

Итак, хостинг как бизнес появился в России около 12 лет назад. Но что он представляет собой сегодня? Что же такое современный хостинг? В первую очередь, это пакетный набор услуг. Он включает аренду дискового пространства, или фиксированной части ресурсов машины, или целой машины провайдера, а также аренду платного или свободного серверного программного обеспечения. Подразумевается договоренность о гарантированном времени работоспособности всего комплекса. Обычно провайдеры обещают не менее 99,9% «аптайма», что далеко не всегда — правда.

F1

Слышите плач? Кто же плачет в провайдерном лесу? Это пользователь. Он потерялся, не может выбраться, а может быть — выбрать. Ему кажется, что все провайдеры одинаковы или крайне похожи. Во многом он прав: хостеры действительно предлагают плюс-минус одно и то же. Поэтому для начала мы займемся классификацией.

В России хостинг-провайдеров можно разделить на три группы. Первая — это самые что ни на есть хостеры: официально зарегистрированная организация, имеющая лицензию и собственную площадку, на которой размещаются серверы. На ее сайте можно найти физический и почтовый адреса, телефоны, и все это указывает на тот город России, который вы ожидаете увидеть. Часто предлагается даже время для очных свиданий со своим сервером, если речь идет о «колокейшене» (размещении у провайдера своего сервера).

Вторая — это субпровайдеры,небольшие организации, арендующие несколько серверов у крупных провайдеров или ставящие у них свои машины и продающие место (читай: виртуальный хостинг) несколько дешевле, чем это делает «головная организация». Качество при этом может быть как вполне приемлемым, так и нет; впрочем, и у больших компаний раз на раз не приходится.

Третья — это субхостинг, предоставляемый частными лицами. Вы вряд ли найдете на их сайте телефон круглосуточной техподдержки, информацию о лицензии или вариант оплаты через банк. Зато будет предложен десяток вариантов оплаты электронной валютой и техническая помощь по email — а многим пользователям это и нужно. Одна неприятность: у таких провайдеров есть склонность внезапно пропадать с экранов радаров. Зато их предложения бывают уникально дешевы или содержат редкие опции. Годится для краткосрочных веб-экспериментов.

На Западе «частный хостинг» встречается реже, точнее, почти совсем его и нет. Там вы обычно имеете дело с организацией, но в силу разницы систем бухгалтерского учета и физических расстояний у западных компаний вряд ли можно будет получить комплект документов для российской бухгалтерии. Кроме того, могут возникнуть проблемы и при оплате банковской картой: «пластик», выпущенный российскими банками, часто не принимается к оплате в США — приток денег из наших банков невелик, а процент использования в этих операциях краденых карт, напротив, крайне заметен, поэтому многим компаниям проще игнорировать наши банки как класс.

Итак, с официальными компаниями имеет смысл связываться, если вам нужен комплект бухгалтерских документов и определенная гарантия качества. Этот же вариант рекомендуется и в случае colocation или аренды выделенного сервера — то есть для больших и серьезных проектов.

С небольшими компаниями-субпровайдерами можно работать, если вы хотите разместить один или несколько частных проектов, на которые нужно потратить минимум средств.

С частными и прочими «подозрительными» хостерами рекомендуется иметь дело только в том случае, если вы знаете их лично.

Физическое размещение серверов влияет на скорость ответа сайта. Так, если серверы (пусть даже российского хостера) размещены в США, то сигнал от них будет идти к российскому пользователю несколько дольше, чем из России. Для западной аудитории сайт при этом будет открываться быстрее. Но и внутри нашей страны все не так однозначно.

В 2002 году в стане российских провайдеров начались так называемые «пиринговые войны». До этого времени российские операторы обменивались друг с другом трафиком бесплатно. Однако в 2002 году три крупных оператора, их негласно окрестили ОПГ (отдельная пиринговая группа), стали предоставлять другим российским провайдерам трафик по рыночной стоимости. Между собой «большая тройка» оставила бесплатную передачу данных. С тех пор трафик между несколькими магистралями российского Интернета ходит странными путями: где-то — напрямую, если провайдер договорился с ОПГ, где-то — через западные каналы. Поэтому всегда лучше выяснить, где физически располагаются серверы вашего хостера, и заранее понять, откуда к ним будет идти ваша основная аудитория.

«Железную» составляющую оборудования провайдера вы вряд ли сможете узнать (особенно в условиях виртуального хостинга). Но всегда можно получить данные от техподдержки, например об ограничениях памяти. Для некоторых приложений наподобие тяжелых wiki-систем это критично — могут не взлететь или взлететь на «одном крыле». Больше, чем само оборудование, вас должен интересовать бэкап: провайдер может и должен делать его сам, а кроме того, сервер должен быть оснащен программами, позволяющими пользователю резервировать и скачивать свои данные.

Важный момент — техподдержка. В начале работы с новым хостером есть смысл аккуратно ее «пропинговать», чтобы увидеть скорость реакции, уровень компетентности и дружественности сотрудников поддержки. При наличии такого знания в случае появления реальных «боевых» проблем вы будете знать, на что рассчитывать. У некоторых провайдеров поддержка прячется за бездушной системой «трабл-тикетов» (то есть заявок о проблемах), прочно блокирующей возможность прямого общения с админами сервера. У других хостеров админы готовы идти вам навстречу, переносить сайт с загруженного сервера на более свободный, иногда делятся координатами ICQ или номерами телефонов для SMS в экстренных случаях. У западных операторов в качестве поддержки обычно используется система онлайн-чата. У нее есть плюсы и минусы. Минус (он же плюс, он же «фича») — то, что разговор с поддержкой западного провайдера всегда идет по-английски. Плюс — это не требует телефонного звонка за рубеж, время ожидания ответа минимально, отвечают быстро. Минус — то, что отвечают не всегда компетентно (в некоторых случаях сотрудники поддержки могут давать неверные рекомендации, например по разрешению проблем с DNS-записями). Плюс — системы управления западными хостингами обычно формализованы (часто используется готовый механизм типа cPanel), и поэтому, обладая достаточными знаниями о своей системе, сотрудник техподдержки уже не ошибется.

Западники или славянофилы?

При прочих равных на Западе хостинг дешевле. Посмотрим, что нам дает «улов» из первых нескольких рекламных ссылок из Google. Рассматриваем виртуальный *nix-хостинг в пределах 10 долларов в месяц.

Провайдер HostMonster за 8 долларов предлагает 300 Гбайт (!) места, неограниченное количество доменов, домен в подарок при заключении договора, визуальный конструктор сайтов, POP3/IMAP, форвардинг, автоответчик, выбор из двух систем webmail, защиту от спама, 3000 Гбайт (!) трафика в месяц, неограниченное число субдоменов и FTP-аккаунтов, SSH-доступ, анонимный FTP, парковку доменов, по 100 баз данных MySQL и PostgreSQL (последнюю у российских провайдеров за нормальные деньги обычно не сыщешь днем с огнем), SSI, CGI плюс библиотеку скриптов, логи, статистику, задачи по расписанию, а также всевозможные гостевые книги/чаты/Wordpress/списки рассылки и прочий предустановленный бесплатный софт по желанию. Бизнес-модель понятна: хостер предполагает, что большинство пользователей не в состоянии освоить хотя бы 5% предложенных ресурсов, и потому предлагает однажды составленную и затем клонируемую удачную платформу, обвешанную всем необходимым для жизни. Нет, правда, сегодня забить на удаленном виртуальном сервере 300 Гбайт пространства можно разве что по глупости (при условии, что на американском хостинге держать коллекции warez’а и пиратских фильмов вряд ли получится). Впрочем, условия за эти 8 долларов, если они реальны, уже позволяют стать субпровайдером средней руки и вволю хостить чужие домены.

То же самое предлагается хостером BlueHost. Все настолько похоже, что кажется, что это другое имя той же компании (возможно, так и есть).

GoDaddy за 7 долларов гарантирует «всего» 100 Гбайт места и 1000 — трафика, но порядок цифр тот же.

Такие же, или чуть более щедрые (и более реалистичные) условия у провайдера HostGator за десятку в месяц.

Глядя на эти цифры, сначала неудержимо хочется воскликнуть: «Wow!», — и поинтересоваться, не коммунизм ли победил в Штатах?

У нас же в стране коммунизм очевидно проиграл: посмотрим, что происходит у лидеров хостинга в родимых пенатах.

Так, за 300 рублей (около $12) в месяц в Masterhost вы получите 750 Мбайт места, поддержку 10 доменов, 5 баз MySQL, 10 FTP-аккаунтов, а также трафик без ограничений; остальной джентльменский набор стандартен. PostgreSQL, к сожалению, нет.

12 долларов «олдскульного» провайдера Zenon — это 210 Мбайт места (почему не 209?), 3 FTP-аккаунта, максимум 3 доменных имени, 5 почтовых ящиков, 5 соединений с базой MySQL и никакого PostgreSQL. Негусто, учитывая склонность серверов «Зенона» падать дня на четыре.

Провайдер AZZ за 8 долларов предлагает уже гигабайт места, 10 доменов, 3 FTP-аккаунта, неограниченное число баз MySQL, поддержку PostgreSQL, безлимитный трафик, остальное по списку. AZZ хорош всем, кроме «аптайма»: сервера провайдера, очевидно, перегружены, и отказ случается чаще, чем того хочется. [UPD.: провайдер AZZ вскоре после публикации материала бесславно закончил свои дни.]

К слову, понятие «неограниченный трафик», которое часто используют российские провайдеры, обычно довольно условно: трафик неограничен, пока вы не начинаете проверять это на практике. В этом случае провайдер может мягко посоветовать вам перейти на более профессиональный тариф или ужать скорость пропускного канала вашего сервера, в рамках которой ограничений и правда не будет. На западе лимиты трафика всегда оговариваются отдельной строкой; они велики, но, тем не менее, предел есть.

Итак

Выбор хостинга — задача со многими переменными: это и предполагаемая аудитория, и предполагаемый объем трафика, и требования к времени отклика, и к «железу» сервера с учетом аппетитов устанавливаемого вами софта (иногда и WordPress с парой плагинов может подвесить сервер, не понадобится даже MediaWiki). Важный аспект — способ оплаты, а также скидки по опту — они часто достигают 20–25%, если платить минимум за год. Важности хорошей техподдержки мы посвятили целый параграф. Происхождение, возраст и репутация компании достаточно важны: иногда слишком солидный возраст и репутация играют дурную роль — старые компании, обслуживая в основном постоянных клиентов, не успевают подстраиваться под рынок реального времени. Относительно молодые компании (от 2 до 5 лет) являются оптимальным выбором. Между российскими и западными компаниями имеет смысл выбирать западные только в том случае, если у вас есть физическая возможность им платить, вас не интересует бухгалтерская отчетность, а также если вас не смущают чуть увеличенный ping сайта и англоязычная поддержка.

Практических советов можно дать три. Спрашивайте друзей и знакомых — хорошего хостера всегда посоветуют. Не бойтесь менять хостинг, если что-то не устраивает. А для этого всегда держите бэкап своих проектов в офлайне. Для чего нам, иначе, еще нужен офлайн?

  • WordPress

Speak Your Mind

Tell us what you're thinking...
and oh, if you want a pic to show with your comment, go get a gravatar!

e.motion