e.motion
Статьи

Камерная повесть

Автор: Дмитрий Смирнов
Опубликовано в журнале «Домашний компьютер» №4 от 4 апреля 2008 года.

Началось все с кабанчиков. Один прекрасный ЖЖ-юзер — назовем его Закирыч — написал в своем дневнике: «Если задвинуть сон и работу, то по адресу mms://video.eenet.ee/siga можно увидеть кабанчиков. Я вчера ночью видел 19 штук. Кабаны хрюкают, что-то жрут и ломятся куда-то. Душераздирающее зрелище!»Оставить такой пост без внимания было невозможно. При нажатии на ссылку открылся медиаплеер, в котором довольно статично отображалась в меру унылая лесная поляна. Часы в правом верхнем углу отсчитывали реальное эстонское время. В кормушке и вокруг нее лежала какая-то еда. Ничего не происходило: иногда качалась веточка, иногда прилетал и улетал воробей.

Сон и работа были задвинуты на полвечера. И тогда пришли ОНИ. Настоящие лесные кабаны: сначала на границе леса замелькали тени, потом сцена наполнилась хрюканьем, чавканьем и внутриклановыми поросячьими разборками. Зрелище поражало абсурдностью (кабаны в веб-камере!), непривычностью, бессмысленностью и животным оптимизмом.

В течение недели наблюдение за кабанами стало лайфстайлом огромной аудитории. Рейтинг эстонских хрюшек, надо полагать, побил рекорды шоу «За стеклом». А мы, как водится, решили осмыслить этот феномен в масштабах мировой революции. Можно ли считать такое использование вебкама целевым? Зачем и кому нужны подобные проекты, и что, наконец, уже сегодня мы сами можем сделать с нашими домашними камерами?

Я не знаю, зачем и кому это нужно

Одним из наиболее востребованных веб-сервисов новейшей истории Интернета стали видеохостинги. Дорогу им проложил YouTube. Когда он создавался, было абсолютно непонятно, за что пользователям дано такое счастье и как долго сервис продержится на плаву. Еще бы: бомба получилась почище Gmail с его гигабайтом места для почты: видеохостинг, каких не было раньше, без лимитов по числу видеороликов, понимающий практически все форматы видео на входе, позволяющий удобнейшим образом встраивать видео во внешние сайты, без рекламы и бесплатный. Бизнес-модель сайта была непонятной: создатели туманно объясняли, что собираются жить за счет рекламы, но в то же время говорили, что не будут жестко встраивать ее в само видео. Только ежемесячные расходы сайта на трафик оценивались в миллионы долларов. В чем же бизнес?

Аналогичный вопрос может быть правомочным применительно к любому популярному «генератору трафика», будь то MySpace, Facebook или ЖЖ.

Правильный и точный ответ на вопрос об их бизнес-модели дать непросто: в деталях она известна только владельцам. Разумеется, никто не платит сервисам лишь за растрату исходящего трафика, скорее наоборот.

Если вкратце — то базовые услуги привлекают аудиторию, а живут сайты за счет рекламы и продажи дополнительных услуг. Так работают Rapidshare и блогхостинги; видеосервисы, помимо прочего, могут быть площадкой для видеокампаний или совместных рекламных проектов с производителями медиаконтента (рекорд-компаниями, киностудиями, телеканалами и т. д.).

Ситуацию с «кабаньей камерой» объяснить сложнее, это похоже на пиар-кампанию отдельного провайдера или поставщика технологий, который столь нетривиально демонстрирует возможности своих коммерческих сервисов.

По традиции заглянем в историю. Нет, вовсе не в ARPANet — как ни странно, в те времена вебкамы еще не придумали. Герои сегодняшнего рассказа — всего лишь ровесники Всемирной Паутины.

Итак: 1991-й год. Англия, Кембриджский университет. Эпоха разума. Среда.

В университете была старая компьютерная лаборатория, которая называлась «Троянской комнатой», история происхождения этого названия утеряна. В коридоре рядом с ней стояла большая коллективная кофеварка, которой пользовались около 15 сотрудников лаборатории (в те времена ученые-«компьютерщики» были тощими и бедными и не могли позволить себе покупать много кофемашин). Кофе готовился долго: лаборанты из ближайших комнат могли поставить его вариться, вернуться к рабочему месту, а минут через 20 прийти за готовым напитком. Хуже приходилось кофеманам, обитающим в противоположном конце университета: если они приходили и заряжали кофемашину «с нуля», им было проще дождаться, пока напиток приготовится, чем уходить и приходить, ведь прогулка от компьютера до кофейника включала в себя несколько лестничных пролетов. Получалось, что чашка кофе могла отнять у них больше 40 минут драгоценного академического времени.

Ситуация сложилась революционная. Необходимо было создать систему глобального оповещения коллектива о готовности свежей порции кофеина. В то же время, корпоративная этика и высшее образование не позволяли использовать для этого банальные громкоговорители: в конце концов, готовый кофе — это еще не воздушная тревога, да и членами «кофейного клуба» были далеко не все сотрудники. Кембриджу был нужен «информер-по-запросу».

«Что может быть проще?» — воскликнули британские ученые. Для решения проблемы был задействован старый компьютер Acorn Archimedes, к плате видеозахвата которого присоединили камеру. Некто Квентин Стэффорд-Фрейзер написал клиентскую часть (названную XCoffee), а Пол Джердецкий — сервер. С помощью этой конструкции, действовавшей на протоколе X Windows System (известном также как X11 или просто X), любой желающий из числа подключенных к университетской локальной сети получил возможность видеть состояние кофейника. Камера делала монохромные снимки размером 128×128 пикселей примерно трижды в минуту — этого вполне хватало, так как кофе варился заметно медленнее.

Таким образом XCoffee надолго завис в углах экранов кембриджских компьютеров. Но это еще не был вебкам в полном смысле слова, так как к вебу он не имел никакого отношения.

В 1992 году об XCoffee написали в издании Communications Week. На волне успеха и популярности создатели вебкама задумались было о разработке систем класса «X-Тостер» и «X-Принтерный-Лоток», но через некоторое время потеряли всякий интерес к этой игрушке и занялись другими вещами. «Троянский» кофейник был едва не предан забвению. Но тут вмешался веб.

В марте 1993 года в HTML появился тэг IMG, а браузер Mosaic научился показывать картинки. Разумеется, в связи с этим «троянцам» захотелось скрестить свою камеру с Интернетом. Некие Дэниэль Гордон и Мартин Джонсон подключили камеру к более быстрой плате захвата изображений и написали сервер, который публиковал полученные изображения в Паутине. С тех пор кембриджский кофейник стал самым популярным в своем классе прибором на планете: его увидели сотни тысяч человек. Кофе, говорят, лучше от этого не стал.

Так продолжалось до апреля 2001 года. Счетчик хитов картинки с кофейником зашкалил за несколько миллионов, когда владельцы приняли решение о завершении проекта: кофеварка засорилась, стала протекать, да и просто устарела. Новость о скором отключении первой веб-камеры попала на первые страницы британской газеты The Times и американской Washington Post. В августе 2001 года кофеварка-долгожитель была продана с аукциона eBay за 3350 фунтов стерлингов (по тем временам эквивалентным $4771) немецкому новостному изданию Spiegel Online. А в Кембридже вместо нее купили новенькую хромированную эспрессо-машину.

Справедливости ради отметим: старейшей действующей веб-камерой на планете является уличный FogCam, установленный в Государственном университете Сан-Франциско (США). Эта камера непрерывно вещает с 1994 года, обновляя картинку из жизни университетского дворика раз в 15 секунд. Кстати, студенты, построившие (опять же, своими силами) из б/у камеры и старого Mac’а первый американский вебкам, не догадались в свое время получить патент на это изобретение — а зря.

Определения, дополнения, обстоятельства

Веб-камера прошлого, как следует из нашего рассказа, состояла из собственно камеры и компьютера. Оцифровкой изображения занималась плата видеозахвата, так что компьютер был неотделимой частью первобытного комплекса «вебкам». Однако за 15 лет многое изменилось.

В наши дни вебкамами обычно называют небольшие камеры (как правило, видео- , хотя и не всегда), картинку с которых можно увидеть на веб-страницах, а также с помощью мессенджеров или VoIP-клиентов. Термин этот относится и к цифровым видеокамерам с невысоким разрешением, которые можно использовать не только для съемки в реальном времени, но и для записи видео.

Камера, доступная через веб, — это вебкам, который тем или иным образом загружает картинку на сервер через определенные интервалы времени либо непрерывным потоком. Для этого камеру нужно подключить или к компьютеру с определенным ПО, или к специальному аппаратному видеосерверу.

Камерами для видеоконференций называют камеры, подключаемые или встроенные в компьютеры и ноутбуки, — для этой цели почти всегда нужны определенным образом настроенные и легко конфигурируемые программы, одними лишь аппаратными видеосерверами не обойтись.

Подавляющее большинство современных вебкамов — цифровые; их аналоговые родственники все еще встречаются (к примеру, некоторые модели уличных CCTV-камер), но для онлайн-вещания все равно требуют оцифровки с помощью устройств видеозахвата, которые прямо или косвенно могут «гнать» картинку в Сеть.

Мы не устаем повторять, что у современной цивилизации вообще и технической мысли в частности есть четыре основных двигателя. Это — лень, война, игры и порнография. Угадайте, что из четырех оказало наибольшее влияние на развитие культуры вебкамов на ранней стадии их развития? А вот и… правильно.

Широковещательная жизнь

Камерный туризм

Найти самую большую подборку веб-камер, установленных в разных точках планеты, можно на сайте www.earthcam.com. В отличие от многих сайтов, бизнес-модель EarthCam удивительно понятна. Сайт получает и раздает трафик огромного числа камер. Это привлекает аудиторию, но является чистой статьей расходов проекта. Одновременно с этим работает дочерний сайт EarthCam. Там выставлены на обозрение и на продажу практически все решения, связанные с вебкамным бизнесом: от простейших домашних девайсов (обычных, камер наблюдения, IP-устройств и прочего) до профессиональных для спецслужб, муниципальных организаций (сеть уличных CCTV-камер все теснее обволакивает планету) и устройств, предназначенных для установки в эпицентрах туристического интереса, а также мобильных камер для самих туристов. Кроме того, компания предлагает готовые технологии «под ключ», которыми охотно пользуются многие крупные компании — на сайте красуются логотипы почти трех десятков клиентов EarthCam.

Особой популярностью сервис пользуется в праздничные дни, например под Новый год. В это время можно наблюдать празднования практически во всех столицах и мегаполисах мира — они даже выносятся на отдельный субдомен.

Конечно, хочется удариться в подробное описание самых интересных камер EarthCam, но, кажется, «Net-просвет» — не совсем географическая рубрика, оттого предлагаем довериться выбору редакции сайта (гигантские аквариумы, джунгли, «вечный город» Ватикан, Прага, Кейптаун, Куба после Фиделя… все, молчим, молчим).

Разумеется, к проекту можно и нужно добавить свою камеру; ограничение лишь одно — необходимо наличие собственного реального («белого») IP-адреса. В принципе, ничего невозможного в этом нет, аренда такого адреса стоит от $5 в месяц, однако далеко не все считают такие затраты необходимыми.

Аналогичным бизнесом занимается и другой портал — www.globecams.com. Сейчас он насчитывает около 3000 камер по всему миру.

Вообще, сервисы, собирающие и накапливающие вебкам-потоки, по аналогии с RSS называются агрегаторами. В качестве еще одного примера простого и немногословного агрегатора можно привести сервис www.livelook.com. Там можно найти как минимум 4 московские камеры.

Вообще, современная культура влияет на умы молодежи гораздо больше, чем может показаться. В 1998 году на экраны вышел нашумевший фильм «Шоу Трумэна», а в 1999 — чуть менее популярный «Эд из телевизора». Оба фильма рассказывали о круглосуточном вуайеристском телевидении, с той разницей, что герой первого фильма не знал, что является звездой реалити-шоу, а герой второго сам на это согласился.

«Шоу Трумэна» и «EDtv» охватили всю активную аудиторию Нового света: первый был предназначен для семейного просмотра, второй — это молодежная комедия. И если когда-нибудь появятся данные, что столь своевременный выброс этих лент на экраны был спланирован каким-нибудь Министерством государственной пропаганды и глобального развития США, я ни капли не удивлюсь. Рынку веб-камер, широковещательного Интернета и вообще массмедиа был необходим подобный катализатор — и рынок его получил.

Вопроса о том, появится ли «Шоу Трумэна» в реальной жизни, не стояло; вопрос заключался лишь в том, кто сделает это первым. В том же 1999 году в Голландии стартовало телевизионное шоу Big Brother («Большой брат», который, в оруэлловском смысле, «следит за тобой»); оно транслировалось в прайм-тайм на телеканалах 70 стран мира. Последователям BB и вовсе — нет числа; вспомните хотя бы «За стеклом» или «Дом-2».

А в Интернете эра «Большого брата» началась задолго до «Шоу Трумэна». В 1996 году концептуальный художник Дженнифер Рингли, в то время — первокурсница колледжа Дикинсон (штат Пенсильвания, США), создала сайт JenniCam. Это стало первым прецедентом так называемого онлайнового «лайфкастинга» (lifecasting, то есть круглосуточная трансляция собственной жизни в Сети).

В начале проекта черно-белая картинка обновлялась раз в три минуты. Рингли установила камеру в своей комнате в общежитии и обозначила JenniCam как «прямое документирование жизни»: она не признавала какой-либо цензуры или фильтрации. Зрители могли наблюдать, как она часами читает книгу или спит, или, к примеру, могли стать свидетелями ее сексуальной жизни. Точнее, в самом начале проекта Дженни несколько раз отворачивала камеру в особо «личные» моменты, но вскоре перестала скрывать что-либо.

В первые годы существования проекта Дженни Рингли периодически устраивала нарочитый стриптиз перед камерой. Это продолжалось до тех пор, пока однажды девушка не получила по электронной почте требование: «Начинай уже шоу, да?» Когда она отказалась, ее сайт взломали и разместили на нем грубые угрозы. «Террористами», разумеется, были малолетние хулиганы, но после этого Дженни решила лишний раз не провоцировать и без того возбужденную аудиторию и прекратила опыты с «целенаправленным» стриптизом.

Впрочем, это не мешало зрителям видеть все детали жизни Дженни. В то время, в 1996–1997 гг., это стало первым опытом столь подробного (и притом легитимного) наблюдения за чужим бытом — ни в одном СМИ, включая телевидение, такого еще не было.

В 1998 году Рингли переехала в Вашингтон. Она обзавелась четырьмя веб-камерами, которые установила в квартире и обозначила свою профессию как «веб-мастер собственного сайта», что позволило ей сутки напролет проводить дома. Наряду с бесплатным доступом к своему сайту Дженни открыла платный раздел: теперь «халявная» картинка обновлялась раз в 15 минут, а «коммерческая» — раз в минуту. Портреты Дженни появлялись на обложках журналов, ее приглашали на телевизионные шоу и на эпизодические роли в сериалы. Было опубликовано более 100 интервью с ней, с разбросом изданий — от Wall Street Journal до «Современный хорек». Не оставляла Рингли без внимания и adult-индустрия.

Когда Дженни переехала в Сакраменто, штат Калифорния, она начала потоковую веб-трансляцию картинки со звуком. В лучшие годы у JenniCam было ежедневно 3–4 миллиона зрителей.

Еще одним признаком популярности сайта можно считать появление пародий на JenniCam. Так, возник проект JonniCam: он транслировал жизнь помоечного кота Джонни.

Закончилось все так, как и должно было — Дженни устала от проекта. 31 декабря 2003 года, сославшись на новые правила PayPal (платежной системы, через которую поступали средства от подписчиков JenniCam), которые запрещали оплату сервисов, содержащих «обнаженку», Дженни выключила камеры. Сейчас она — обычный веб-разработчик, сторонится прессы и вообще публичной стороны жизни, не имеет даже странички на MySpace и очень довольна этим.

Но хотя JenniCam и была выключена, дело ее живет. Так, в 1998 году мужским ответом стал проект CollegeBoysLive.tv. Вскоре после него открылся видеопоток из Университета Торонто. Перечислять ряд последующих проектов нет смысла: в США, Канаде и Великобритании они появлялись десятками.

Микрознаменитости

FreeTrack

У дорогих камер Logitech есть режим специального слежения за лицом, при котором изображение можно подменить неким «скином». Функция поддерживается буквально пятью камерами; с остальными «электронная маска» сотрудничать отказывается. Это было бы по-настоящему обидно, если бы не бесплатная открытая технология FreeTrack. Это Windows-механизм слежения за лицом, распространяемый по лицензии GNU GPL. Областей применения технологии много: основная — отслеживание положения головы человека в играх и симуляторах. Также FreeTrack может использоваться для 3D-моделирования, виртуальной реальности, автоматизации дизайна или как функция hands-free для компьютера. FreeTrack очень чувствителен: он реагирует на малейший поворот головы, так что никогда не приходится поворачивать ее настолько, чтобы глаза не смогли видеть экран.

Программы, поддерживающие FreeTrack, оборудованы интерфейсами TrackIR, SimConnect или FSUIPC. Кроме того, FreeTrack может эмулировать мышь, клавиатуру и джойстик для программ, не поддерживающих его напрямую.

Основное преимущество FreeTrack — то, что технология работает практически на любой камере. Ей требуется максимальная частота съемки (в идеале 30 кадров в секунду). Для этого надо отключить в «камерном» ПО функцию автоэкспозиции и понизить величину экспозиции до приемлемого уровня. Обычно вебкамы берут на себя обсчет и «вытягивание» экспозиции, однако частота их обновления в результате крайне ощутимо уменьшается.

В идеале, камера для FreeTrack должна соответствовать следующим требованиям: отключающаяся автоэкспозиция; частота съемки не менее 30 fps; невысокая загрузка процессора компьютера; желательно — возможность снять с камеры инфракрасный фильтр; поддержка сжатия I420; угол обзора 46° или больше. Подробности см. на сайте.

Лайфкастинг (да простится мне этот термин — его русские аналоги все еще слишком многословны) в исполнении JenniCam был демонстрацией практически максимума технических возможностей, доступных частному лицу в конце 20 века. Однако в новом тысячелетии технологии сделали пару шагов вперед, и термин был переосмыслен.

Современный лайфкастинг подразумевает использование «надеваемых» технологий. Другими словами, лайфкастер может носить камеру с собой или на себе и передавать картинку с помощью беспроводных протоколов. В идеальном городе скорого будущего это можно будет осуществить с помощью Wi-Fi, но пока что, к сожалению, далеко не все мегаполисы могут похвастаться 100% Wi-Fi-покрытием, поэтому для передачи данных задействуют мобильные технологии поколений 2.5 и 3. В Штатах обычно используют аппараты стандарта CDMA2000 с поддержкой технологии EV-DO, которая в идеале обеспечивает скорость около 2 Мбит/с. Но мы забегаем вперед!

Изобретатель и преподаватель Стив Мэнн, штатный профессор кафедры Электрической и компьютерной инженерии Университета Торонто, начал эксперименты с надеваемыми компьютерами и потоковым видео еще в середине 1980-х. С 1994 года Стив ведет круглосуточный лайфкастинг на своем сайте wearcam.org. Конструкции, которые он надевал, были поначалу совершенно безумными — это был киберпанк в чистом незамутненном виде. Он носил на себе камеру и дисплей и приглашал всех желающих смотреть в мониторах на то же, что видел он сам. В 1998 году Стив основал сообщество лайфкастеров (glogger.mobi), насчитывающее сейчас около 20 000 человек. Вообще, рекомендуем вам узнать больше об этом человеке (подсказка: Google, Wikipedia): список его идей и изобретений, которые выходят за рамки нашей темы, заслуживает отдельного внимания.

Перенесемся в 2006 год. Именно тогда костлявая рука социальных сетей и Веба 2.0 дотянулась до веб-камер. Появившийся чуть раньше YouTube с его видеоподкастами и «влоггингом» не в счет: хоть веб-камеры и используются для наполнения его контентом, это далеко от шоу реального времени.

В 2006 году возник сервис Stickam (www.stickam.com). Сегодня он предлагает 2 гигабайта места для хранения видео и неограниченный трафик, а также возможность живого видеочата и трансляций с веб-камеры, загрузки записанного видео (по принципу YouTube) и, кроме того, загрузку фотографий с последующим их превращением в слайд-шоу, заливку и воспроизведение звука и загрузку контента с беспроводных телефонов и устройств.

Год спустя, в марте 2007 года, житель Сан-Франциско Джастин Кэн прикрепил к своей бейсболке веб-камеру, соединил ее с субноутбуком в рюкзаке, оснащенным четырьмя (!) EV-DO-адаптерами (в сумме обеспечивавшими стабильную исходящую скорость 1,2 Мбита/с), и тем самым открыл историю своего сайта Justin.tv — новой платформы для вещания потокового видео. Джастин поклялся носить камеру круглосуточно; его концепция, а также сам факт настолько мобильной передачи видео (10 кадров в секунду) и звука в очередной раз привлекли внимание общественности и прессы. К тому времени сайты, позволяющие, по сути, создать свое онлайновое телевидение, еще можно было сосчитать по пальцам.

В отличие от своих предшественников, Кэн ведет довольно осмысленную трансляцию. Он освещает разные события, ходит на выставки, берет интервью или уроки (вместе с ним учится огромная аудитория). Таким образом, канал Джастина — это микротелевидение со своим форматом, аудитория которого знает, что можно ожидать от автора.

Некоторое время Джастин был единственным вещателем на Justin.tv. В апреле 2007 года Кэн взял «выходной» на один день и одолжил свою фирменную кепку с вебкамом почти тезке — Жюстине Изейрик по прозвищу iJustine, веб-дизайнеру из Питтсбурга, штат Пенсильвания. В конце мая 2007 iJustine запустила второй авторский канал на Justin.tv.

В течение лета 2007-го на Justin.tv появилось около 60 вещателей; каналы стало можно сортировать по рейтингу. С августа на «Джастин.ТВ» ежедневно появлялось примерно два новых канала, среди которых были как круглосуточные лайфкасты, так и периодические трансляции различных мероприятий.

2 октября 2007 года Justin.tv стал открытым сервисом наподобие YouTube; зарегистрироваться на нем мог каждый. Сегодня на сайте около 30 000 пользователей, из которых вещание одновременно ведут обычно не более 100–200. Российских пользователей на Justin.tv на момент написания текста было 30; большинство из них — лайфкастеры (правда, ленивые — то есть выключенные на 100%); также замечен «событийный» пользователь guitarmag, обещающий вести трансляции гитарных концертов.

Работа с Justin.tv проста до неприличия. Регистрация заключается в заполнении стандартной анкеты, после этого предлагается выбрать логотип или заставку для канала и дать его краткое словесное описание. Вещание может быть открытым или защищенным паролем. Технически это проще, чем YouTube: апплет Flash 9 просит доступ к веб-камере и, получив его, начинает передавать картинку на сайт. Можно вручную установить битрейт видео и качество звука, а можно доверить эти настройки сайту — он протестирует скорость и выберет оптимальную. Минимальная рекомендованная скорость вещания — 100 Кбит/с.

Каждый канал состоит из двух основных частей: видеоокошка и чата рядом с ним. Как и в YouTube и прочих сервисах поколения Веб 2.0, на Justin.tv есть функция встраивания в другие сайты. При нажатии на кнопку Share (сайт, к слову, уже знает о существовании русского языка, но пока еще недорусифицирован) пользователь получает три строки с кодом для экспорта: только видео, только чат или и то, и другое.

К слову, о бизнес-модели сайта: Justin.tv достаточно явно рекомендует определенных производителей ноутбуков и веб-камер для лайфкастинга, чтобы не заподозрить их в умеренном спонсировании проекта. Впрочем, такой симбиоз никому не вредит.

Итак, можно говорить о формировании первого поколения веб-тележурналистов. Они используют готовые платформы наподобие Justin.tv или держат собственные вещательные сайты. Они становятся знаменитостями в веб-среде. Журналист из Манхэттена Сара Мейерс ведет интернет-шоу Pop17, в котором рассказывает об онлайновых «микрознаменитостях» как о новом культурном явлении. Сара начинала вещать на Justin.tv, а сейчас ведет передачи и снимает сюжеты для десятка онлайновых каналов. Ее сюжеты периодически упоминают и на вполне традиционных телеканалах, таких как ABC News. Сара говорит, что ее шоу на Pop17 — это «ежедневник, рассказывающий о том, куда нас приведут технологии; об их власти и о том, как они изменяют жизнь человека. PopSnap следит за столкновением старых и новых медиа».

Меж тем, если Justin.tv взял на себя роль этакого «ютьюба реального времени», то условную нишу MySpace в броадкастинге занимает другой проект — Ustream.tv. Он был основан в марте 2007 года, на сайте зарегистрировано более 115 тысяч человек, среди которых много известных американских политиков (в преддверии выборов это как никогда актуально), музыкантов и артистов в широком смысле слова (среди них — Тори Эймос, Дженифер Эннистон, Лайза Кедроу и многие другие).

Судя по всему, скоро в обществе встанет вопрос не только о том, считать ли сайты и блоги средствами массовой информации; гораздо более острой темой окажутся лайфкасты как Новое Телевидение, достаточно внезапно сформировавшееся в обход традиционного. И сейчас нельзя предугадать, кто победит — индустрия или молодые энергичные любители.

Почти белый адрес

Камера в доме — почти как домашнее животное. Ей нужно внимание, она часто хочет новых программ, с ней приходится разговаривать. И как коту — чесалка для когтей, так и веб-камере зачастую нужен постоянный внешний IP-адрес, чтобы можно было обратиться к ней снаружи. Однако не всегда и не у всех есть такой адрес! Например, популярный провайдер «СТРИМ» раз в сутки сбрасывает сессию, после чего модем или компьютер получают новый IP. С этой бедой можно бороться с помощью замечательной технологии DDNS, то есть «динамического DNS». Это набор сервисов, позволяющих привязать ваш текущий IP-адрес к некоему доменному имени.

Рассмотрим это на примере сервиса DynDNS (dyndns.com). Он предлагает множество разных услуг, но мы пока остановимся на базовой и бесплатной, а именно — динамическом хосте.

Для работы с DynDNS нужно совершить три действия. Первое — необходимо зарегистрироваться на сайте. Второе — выбрать себе доменное имя третьего уровня, например в зоне gotdns.org или любой из нескольких десятков других. И наконец, третий шаг зависит от вашего оборудования. Если, скажем, ваш ADSL-маршрутизатор поддерживает эту функцию, можно сообщить ему явки-пароли, и он сам будет обновлять информацию на DynDNS о смене вашего IP-адреса. Если же маршрутизатора у вас нет или он излишне аскетичен, поставьте программу-клиент DynDNS на компьютер, и она сама будет отслеживать ваш IP-адрес и сообщать его DynDNS. Таким образом, вы всегда сможете обратиться снаружи к своему компьютеру или веб-камере (смотря какие порты вы откроете для внешнего доступа) по адресу наподобие вашеимя.gotdns.org или, например, вашеимя.dyndns.com. Это просто и удобно.

Кроме творчества

Разумеется, не все обладатели веб-камер мечтают стать телеведущими нового поколения. Многие — да, но не все. Поэтому давайте посмотрим, что еще делают люди с помощью камер.

Во-первых, камеру часто используют как средство охраны или безопасности. С большинством современных веб-камер идет программное обеспечение, позволяющее включать запись, если камера заметила движение. Встроенная память в камерах встречается редко; в любительских аппаратах ее нет вовсе, а профессиональные системы видеонаблюдения мы сегодня рассматривать не будем. В общечеловеческом случае это решение требует наличия постоянно включенного компьютера или отдельного сетевого видеосервера.

Для «безкомпьютерных» решений используются так называемые IP-камеры; в них помимо объектива, матрицы и аппаратного кодека (модуля, кодирующего изображение, — обычно это или процессор, или микросхема) встраивают сетевую карту и веб-сервер. Такие камеры могут работать в сети автономно, а картинка с них забирается прямо по IP-адресу.

Кроме того, камеры подразделяют на неподвижные и телеметрические. Последние оснащены моторчиком, умеющим поворачивать камеру по двум осям. Управление телеметрией осуществляется разными способами в зависимости от конкретной реализации, но, так или иначе, если вы получите картинку с телеметрической камеры, скорее всего вы можете и управлять ее движением. Например, некоторые уличные камеры, к которым открыт общий доступ в Сети, можно «крутить».

У многих камер есть функция «слежения за лицом». Поворотные камеры просто крутятся в то время, пока вы ходите по комнате. Неподвижные же реализуют это с помощью увеличения той части экрана, в которой находится лицо.

Для камер пишут и узконаправленные приложения. Так, памятна история одного английского кота, для которого хозяева прорезали специальную маленькую «дверь в двери», чтобы животное могло входить в дом. Однажды летом кот обнаружил в себе недюжинный охотничий инстинкт и начал периодически приносить в дом свежепридушенных грызунов. Хозяева, которые «такой печали отродясь не видали», нашли спасение в веб-камере. Они поставили ее около кошачьего входа и заранее сфотографировали «нормальный» профиль кота. На дверь поставили управляемый блокиратор. Когда кот приходил домой, камера снимала его профиль и сравнивала его с эталонным изображением. Если картинки совпадали, дверь отпиралась; если же в зубах у кота была мышь, дверь оставалась закрытой.

Не стоит на месте и индустрия вебкам-игр, хотя эта отрасль развивается заметно медленнее других. Игры делятся на онлайновые и автономные.

Автономные включают ваше изображение в действие на экране. Нужно использовать имеющиеся конечности для управления игровыми элементами: наконец-то у вас есть возможность почувствовать себя волком из злектронной игры «Ну, погоди» или осьминогом из «Тайн океана» (имеются в виду 25-рублевые советские электронные игры, которые наверняка помнит старшее поколение читателей).

Некоторые камеры поддерживают доработку изображений в реальном времени. Например, уловив положение глаз и прочих деталей лица, вебкамерное ПО может дорисовать бородку или живописные усы, что будут держаться на вас как приклеенные и следовать за движением головы. Не менее красиво смотрится торчащая из черепа стрела. Более того, некоторые камеры Logitech умеют «превращать» человека в различных существ (Годзиллу, пришельца и прочих), копирующих движения и мимику.

Онлайновые игры не сильно отличаются от офлайновых: разница лишь в том, что SWF-апплет загружается с помощью браузера и спрашивает разрешение на доступ к камере. Коллективных сетевых вебкам-игр мы не нашли; если вам что-нибудь известно о таких, напишите нам.

Зато камеру часто используют как периферийное устройство для игровой приставки. Камера-манипулятор для Sega Dreamcast называлась DreamEye, PlayStation — PlaystationEye, PS2 — EyeToy, а Xbox360 — Xbox Live Vision Camera.

…В этом месте я хотел написать заключение и высказаться в том смысле, что именно в условиях вот такого восхитительно бесполезного времяпрепровождения рождаются порой по-настоящему гениальные проекты, но в самый ответственный момент Закирыч написал в своем блоге: «Алярм! Алярм! Алярм! Там ворона, а может быть и АРЕЛ (!) жрет кабанчеговские кочанчеги!»

Простите. Должен бежать в виртуальный зоопарк, смотреть на хрюкающих микрознаменитостей. До встречи!

  • WordPress

Speak Your Mind

Tell us what you're thinking...
and oh, if you want a pic to show with your comment, go get a gravatar!

e.motion