e.motion
Статьи

На гребне волны

Авторы: Александр Белков, Дмитрий Смирнов
Опубликовано в журнале «Домашний компьютер» №6 от 19 мая 2005 года.

В начале XX века популярным увлечением была эфиромания. Николай Гумилев в рассказе «Путешествие в страну эфира» писал, что характерным действием эфира на человека является чувство эйфории. В наше время увлечение эфиром и связанные с ним эйфорические ощущения также не редкость, с тем лишь исключением, что эфир этот — все больше радио- и телевизионный. Действительно, многие люди «подсаживаются» на ту или иную радиостанцию и не представляют себе жизни без такого фона. Начало XXI века ознаменовалось появлением радиоэфира и во всемирной паутине.

Раздолье

В мире существует несколько сотен FM-радиостанций, которые транслируют свой эфир в Интернет. Любительских сетевых радиостанций насчитывается на порядки больше, и возникли они все, в основном, за последние пять лет. Такой способ передачи сигнала обладает несколькими очевидными преимуществами. Первое — это география потенциальных слушателей. Принимать и слушать интернет-радио можно в любой точке мира, не заботясь о степени удаленности от источника сигнала, погодных условиях и многом другом, что мешает качественному приему любимой станции. Единственное, о чем нужно заботиться, — это пропускная способность канала, о чем мы еще поговорим. Второе очевидное преимущество — гораздо более простое техническое оснащение для организации радиоэфира. Если для традиционной радиостанции нужно оборудование, которое стоит многие десятки тысяч долларов (а также вполне «взрослые» лицензии на вещание), то в случае интернет-радио можно обойтись куда меньшими потерями. Вам понадобится: неплохой компьютер, оборудованный звуковой картой; парочка программ для кодирования и передачи сигнала в качестве вещательного сервера; микрофон (чем лучше — тем лучше) и широкополосное подключение к Интернету. Не то чтобы этот набор был у каждого первого, но, согласитесь, ничего запредельного. Ах да! Необходима хотя бы базовая коллекция музыки и пара идей в голове относительно концепции вещания!

Многие крупные радиостанции (уровня BBC) используют интернет-канал для дублирования своего эфира. Однако веб-технологии обладают достаточно обширными возможностями, чтобы сделать сетевое вещание станции доминирующим или вовсе единственным. Помимо собственно звуковой трансляции становится возможным создавать архив лучших и наиболее интересных программ, снабжать его фотографиями, текстовыми материалами, дополнительными звуковыми дорожками и даже видеорядом, и все это доступно в любое время суток практически из любой точки мира. Еще лет пятнадцать назад о таком сервисе можно было только мечтать.

Помимо прочих преимуществ, веб-технологии позволяют вести точный учет числа слушателей той или иной программы, причем используя всю мощь интернет-статистики. Так, можно узнать не только число слушателей в единицу времени, но и сколько времени средний слушатель подключен к станции, возвращается ли он или, раз послушав, уходит, также можно примерно определить географию аудитории. Таким возможностям учета позавидует маркетинговый отдел любой традиционной радиостанции.

Многие пользователи основным достоинством веб-радио считают возможность увидеть в проигрывателе имя автора и название исполняемой композиции; это позволяет расширять свой музыкальный кругозор и не мучиться в поисках понравившейся, но неизвестной композиции.

В числе положительных сторон интернет-радиостанций стоит упомянуть и такой (вероятно, временный) момент, как отсутствие рекламы. Радиостанций в Интернете бездна, и пользователю зачастую проще одним кликом переключиться на другой канал, чем дослушивать рекламный ролик. Рекламодатели же большинство сетевых станций пока что не воспринимают как серьезную рекламную площадку. Впрочем, ситуация может измениться.

Для приема большинства интернет-радиоканалов достаточно иметь один из «большой тройки» проигрывателей: RealPlayer, Windows Media Player или Winamp. Даже если нужной программы в данный момент на компьютере не установлено, в большинстве случаев проблема инсталляции решается за считанные минуты. Сами радиостанции заинтересованы в легком доступе к своим каналам, поэтому держат на сайтах ссылки на бесплатные декодеры и программы для воспроизведения. У пользователей Windows обычно затруднений не возникает да и приверженцы других платформ не обойдены вниманием медиаиндустрии. На компьютерах Apple для прослушивания радио используется всемогущий медиакомбайн iTunes (который с некоторых пор успешно работает и под Windows), а аскетичные любители *nix и Linux могут воспользоваться XMMS.

Пионеры

Историю интернет-вещания открыл некто Карл Маламуд (Carl Malamud), который создал в 1993 году Internet Talk Radio и реализовал регулярное дублирование радиоэфира в Сеть. В феврале 1995 года радиостанция Radio HK, созданная Норманном Хайяром (Norman Hajjar), впервые в мире запустила круглосуточное вещание, причем только для пользователей Интернета. Традиционного эфира у нее не было. Записи транслировались через специальную программу для видеоконференций с предварительно записанных CD-дисков. Но уже в августе того же года появилось радио KPIG, которое осуществляло живое вещание в Интернет 24 часа в сутки семь дней в неделю.

В 1999 году компания MyCaster создала сервис, позволявший каждому желающему создать собственную интернет-радиостанцию. Компания разработала кодировщик на основе MP3, схожий с Winamp, который позволял пользователю в реальном времени записывать аудиосигнал и отправлять его на сервер MyCaster, где он становился доступен для прослушивания всем остальным. Программа была предельно проста, сервис предоставлялся бесплатно, поэтому услуга пользовалась огромной популярностью и стала, таким образом, первой массовой PR-акцией по внедрению медиавещания в Интернете. Идея прижилась, и на сегодняшний день многие популярные радиосерверы предлагают пользователям организовать собственную радиостанцию за 10 минут. Как вы понимаете, уже не бескорыстно.

Всему есть предел

Несмотря на очевидные преимущества, нельзя сказать, что радиостанции, вещающие через всемирную Сеть, обладают сумасшедшей популярностью. Не так много людей могут сказать, что постоянно слушают интернет-радиостанции. В чем же причина? Существенной и наиболее значительной преградой на пути распространения веб-радио является трафик, то есть объем передаваемой информации. Дело в том, что для прослушивания одной радиостанции в течение 5 минут при невысоком качестве (правда, это качество сравнимо с радиостанциями, вещающими на средних волнах) требуется получить около 1 Мбайта данных, а зачит в течение часа набежит около 12 Мбайт.

Если оценить стоимость одного мегабайта в 5 центов (средняя оптовая провайдерская цена в Москве), то прослушивание в течение одного часа радио через Интернет обойдется нам (или вам, работодателю — нужное подчеркнуть) минимум в 60 центов. Предположим, вы слушаете радио на работе или дома по 4 часа в день на протяжении примерно 20 дней в месяц. Получается почти 50 долларов. А если вы привыкли слушать качественный стереозвук, то объем передаваемой информации увеличится в 2–3 раза, и тогда плата за радио может достигнуть $150–200 в месяц! Столько, в большинстве случаев, не стоит даже мобильная связь. (Справедливости ради скажем: такие цены, скорее всего, коснутся только вашего работодателя, которому провайдер выставляет вполне конкретные счета. Многие домашние пользователи, подключившиеся в последнее время к модным широкополосным каналам или районным сетям, платят 20–30 долларов в месяц за неограниченный в рамках пропускной способности трафик.)

Так почему же существует такое количество интернет-радиостанций? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посетим самые популярные мировые интернет-ресурсы, специализирующиеся на медиавещании.

Отправные точки

В качестве наиболее популярных рассмотрим два интернет-портала: Live365 и SHOUTcast.

На Live365 в разделе «Рекомендации» перечислены 25 наиболее популярных радиостанций. Можно выбрать станции по жанрам, а их на сайте — несколько десятков — от панка или реггей до классической музыки. Изрядное количество радиостанций транслирует религиозные беседы. Естественно, список топовых станций может не ответить вашим запросам; воспользуйтесь поиском по каталогу, в котором тысячи (действительно тысячи!) сколь угодно независимых станций — например, 108 радиостанций, посвященных только Ирландии и ее народной музыке. Правда, не все радиостанции находятся в свободном доступе. Для прослушивания некоторых нужно заплатить сайту Live365 от $3,65 до $5,95 в месяц. Для приема некоторых каналов понадобится установить на компьютере специальный плеер с дополнительными функциями, такими как показ имени автора и названия играемой композиции. Обойдется он вам в $14,95. Разумеется, можно установить и элементарный бесплатный плагин для какого-нибудь проигрывателя наподобие Winamp.

Другой популярный сетевой ресурс — SHOUTcast, на котором также представлена не одна сотня радиостанций, вещающих в формате потокового MP3, так что прослушивать их можно через привычный Winamp.

Естественно, найти подобное разнообразие в недрах вашего FM/AM-приемника невозможно. Опять же, в российском FM-диапазоне вы не найдете радиостанций на иностранных языках. Чтобы услышать английскую речь, придется долго крутить ручку настройки на ускользающих средних волнах. Что же говорить о тех, кто хочет слушать новости на итальянском или французском? Опять же, музыкальный репертуар FM-радиостанций уверенно сужается: найти разницу в дневном FM-эфире уже почти невозможно. Впрочем, это не так плохо: спрос рождает предложение, то есть сколько бы ни стоил сетевой трафик, веб-станции найдут своего слушателя, пусть даже на другой стороне света.

Наше радио

Надо сказать, что российские радиостанции, вещающие в Интернете, пользуются популярностью и за рубежом. К примеру, большинство слушателей интернет-вещания «Эха Москвы» проживают в Америке, Канаде и Израиле. В российских городах, куда не доходят эфирные ретрансляции «Эха», Интернет также не очень развит, так что серьезно говорить о российской аудитории интернет-вещания этой станции не приходится.

Кроме «Эха Москвы», в настоящее время в Сеть дублируют свой эфир, например, «Маяк-24», «Серебряный дождь» (полный список вы можете посмотреть здесь). Одна из старейших отечественных веб-cтанций — это «Радио 101», которое появилось в российском FM-диапазоне в начале 90-х и было одним из первых коммерческих музыкальных каналов. В 1996 году радиостанция начала дублировать радиоэфир в Интернет. В мае 2000 года, после смены формата и названия радиостанции, коллективом было принято решение о сохранении формата, но только в виртуальном мире. В настоящий момент «Радио 101» — это музыкально-развлекательный портал, предлагающий интернет-слушателям четыре тематических канала. Естественно, «Радио 101» (как и многие другие отечественные станции, вещающие в Сети) рассчитано на русскоговорящую аудиторию, проживающую за пределами России. Поэтому один из каналов, который называется «Русские песни», транслирует в эфир отечественную музыку из кинофильмов и песни известных бардов и рок-исполнителей. Три других канала посвящены року (это исконный формат «Радио 101»), модной танцевальной музыке и дискотекам 80-х.

Отметим и другой портал: относительно молодое (проект стартовал 1 декабря 2001 года) «Специальное радио». Слушателям предлагается 18 тематических каналов, представляющих самую разнообразную музыку. Осторожно порекомендуем кнопку номер 4, целиком посвященную французской музыке. В разделе «Аналитика» того же сайта можно найти любопытную подборку статей по истории русского рока и не только.

В качестве резюме...

Ну что же, осталось подвести итоги: как это ни прискорбно, сегодня интернет-радио доступно пока не всем и востребовано в первую очередь людьми, находящимися далеко от родины, студентами, изучающими иностранные языки и поклонниками определенных музыкальных стилей или персоналий. Будем надеяться, что ситуация стремительно изменится вместе с увеличением пропускной способности домашних интернет-каналов, и число как вещателей, так и слушателей веб-радио, увеличится. В принципе, это происходит уже сейчас, поэтому открывать свою станцию надо было вчера... Хорошо, максимум — сегодня. Потому что завтра рынок будет поделен, и на три миллиарда желающих вещать останется всего лишь три миллиарда слушателей. О том, как запустить свою веб-радиостанцию за 10 минут, читайте в параллельном материале.

Ни капли мимо

Формат потоковой передачи данных, используемый интернет-станциями, изначально подразумевал, что сервер отправляет звуковой поток, который лишь единожды воспроизводится на звуковой карте клиента, после чего пропадает. Однако программисты решили иначе: то, что может быть получено, может быть и сохранено. Уже существует несколько алгоритмов записи потокового звука (и видео, кстати). Некоторые из них прямо используют протокол передачи данных и при работе с сервером имитируют поведение «родной» программы-клиента (с той лишь разницей, что она умеет записывать полученные данные в файл). Другая возможность сохранить звук заключается в том, что его перехватывают в цифровом виде прямо со звуковой карты, которой его отдает программа-клиент. В любом случае, интернет-радио нельзя не рассматривать как уникальную (и более или менее легальную) возможность пополнить собственную музыкальную коллекцию (право на запись по трансляции никто не отменял).

  • WordPress

Speak Your Mind

Tell us what you're thinking...
and oh, if you want a pic to show with your comment, go get a gravatar!

e.motion